Сорокина Ольга Михайловна
Проектная деятельность
В ходе реализации ООП педагоги детского сада совместно с детьми и родителями создают проекты .
Конспект НОД по обучению детей рассказыванию в старшей группе на тему: «Рассматривание картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору»
Игра-квест по ПДД «Красный, желтый, зеленый» для детей дошкольного возраста.
Беседа на тему: «Безопасный дом»
Значение праздников и развлечений. Требования к их организации и проведению
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство.
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников культуру поведения.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.
Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка.
Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20—30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45—55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.
Виды праздников и их содержание:
По своей идейной направленности и построению различают праздники трех видов:
1. Общественно-политические: День России, День защитника Отечества, День Победы.
2. Бытовые, к которым относятся новогодний праздник, праздник выпуска детей в школу и др.
3. Сезонные: проводы зимы, День птиц, летний праздник.
Общественно-политические праздники проводятся с особой торжественностью. Начинается такой праздник с парадного выхода детей в зал с шарами, цветами, затем они перестраиваются лицом к гостям. Начинается праздничная перекличка, за которой следует концерт. Торжественность уступает место веселым развлечениям, играм, пляскам, хороводам. Детские выступления перемежаются играми-аттракционами, которые вносят оживление, веселье и не требуют предварительной подготовки. Дошкольники соревнуются в ловкости, сообразительности. Завершающая часть праздника вновь подчеркивает торжественность и радость происходящего. Звучат приветствия взрослых, перекличка детей.
Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественно-политических своей тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением, в котором больше непосредственности, меньше торжественности.
Темами сезонных праздников являются жизнь и деятельность детей. Например, во время летнего праздника они показывают, как окрепли на даче, какими стали ловкими, сколько выучили новых песен, стихов и т. д. Праздник проходит обычно на участке или на лесной полянке. Украшения в большинстве своем создаются руками воспитателей и детей. Украшения могут быть в форме гирлянд из зелени, цветов, окаймляющих площадку, раскрашенных шариков, фонариков, фигурок зверушек, вращающихся от ветра, больших, ярких, сделанных из картона и раскрашенных грибов.
Летний праздник обычно проводится в форме концерта, который заканчивается сказочной инсценировкой.
Главная цель такого праздника — показать счастливую жизнь детей, достигнутые ими успехи в развитии.
Проведение праздника
Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе дошкольного учреждения. Программа праздника составляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями с учетом «Программы воспитания в детском саду» и утверждается на одном из педагогических совещаний. Здесь же определяются ответственные за каждый участок работы: оформление зала, подготовку костюмов, поделку атрибутов и т. д. Выбирается ведущий праздника.
Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. Поэтому родителей следует включать в подготовительную работу к нему (подготовка костюмов, атрибутов и т. д.), приглашать на праздник.
Итоги проведения праздника необходимо обсудить на педагогическом совещании. Здесь же определяется работа по углублению впечатлений детей в дни после праздников. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после утренника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано. На последующих занятиях следует повторить праздничный материал, дать детям для творческих игр флажки, шапочки, платочки и т. п. Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники рисуют, лепят на тему «Наш праздник», вновь переживая впечатления от него. Чем больше усилий по подготовке к празднику затратят педагоги, тем интереснее для детей пройдет праздник. Новое время диктует новые требования, поэтому творческому педагогу всегда есть куда развиваться, куда прилагать свои знания, умения и способности.
В педагогическую копилку.
Реализация национально - регионального компонента
в условиях дошкольного учреждения.
Модель года «Родная Кубань».
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.
Среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.
Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп.
Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур.
Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Одним из основных источников содержания образования является социальный опыт, который накоплен в обществе в результате познавательной и предметно-творческой деятельности многих поколений.
Он включает в себя не только обобщенный опыт человечества, но и опыт конкретной территории (Краснодарский край). В этой связи региональный компонент наполнен знаниями об историческом прошлом и настоящем своего родного края, его культуре, национальных традициях и обычаях; способами деятельности, связанными с традиционными видами деятельности, изобразительным и музыкальным искусством, а также с теми социальными отношениями людей, которые заключены в национальных традициях и обычаях, поведении и деятельности на Кубани… Таким образом, региональный компонент – это, во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта в конкретном регионе; во-вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными возможностями:
обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;
позволяет использовать идеи индивидуально-личностного обучения;
создает условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;
способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях региона.
ЦЕЛЬ данного раздела:
1. Использование в ДОУ педагогами специфики национально-культурных, демографических условий, в которых осуществляется воспитательно-образовательный процесс для формирования у детей духовно-нравственных основ и ценностей.
2. Развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, и с уважением – к жителям края.
Включение регионального компонента в учебно-воспитательный процесс позволяет решать педагогам следующие ЗАДАЧИ:
• Воспитывать патриотизм и чувство гражданственности у дошкольников, развивать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать, любовь к родному краю, к Родине. Воспитывать в детях толерантность в полинациональном обществе.
• Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.
• Способствовать развитию личности, опираясь на основы народной культуры. Расширять объем знаний об искусстве, о самобытном национальном своеобразии и характерных особенностях декоративно-прикладного, изобразительного искусства.
• Активизировать творческий, познавательно-речевой потенциал через э фольклорные встречи, игровые ситуации.
• Сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности.
Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать игровые ситуации, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. Кроме того, стандартом устанавливается объем компонентов содержания образования.
Условия для успешного решения поставленных задач:
Компетентность педагога по данной проблеме.
Наличие необходимого методического комплекта по данной проблеме.
Соответствующая предметно-развивающая среда.
Сотрудничество с семьей, с учреждениями окружения.
В детском саду региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Формируются знания детей о государственной символике, о традициях и быте народов Кубани, народном фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, народных играх. Воспитывается культура межнационального общения.
Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др.
Модель года реализации регионального компонента
№ п/п Разделы, темы Месяц
1. Я и моя семья Сентябрь
2. Родной поселок- малая Родина Октябрь
3. История казачества Ноябрь
4. Природа Кубани Декабрь
5. Символика Краснодарского края Январь- февраль
6. Труд и быт жителей Кубани Март
7. Литература. традиции и Кубанский фольклор Апрель
8. Подвиги кубанских казаков Май
Учебный план
Наименование раздела Количество тем в неделю Количество тем в месяц
Я и моя семья
1
4
Родной поселок- малая Родина 1 4
История казачества 4
Природа Кубани 1 4
Символика Краснодарского края 1 6
Труд и быт жителей Кубани 4
Литература. традиции и Кубанский фольклор 1 4
Подвиги кубанских казаков 1 4
ВСЕГО тем в ГОД - 34
Модель года
реализации регионального компонента.
№ Тема Количество Срок реализации регионального компонента
1-2 Я и моя семья 2 сентябрь
3 Мои близкие и дальние родственники 1 сентябрь
4 Составление генеалогического древа 1 сентябрь
5-6 Родной поселок – моя малая Родина 2 октябрь
7 Достопримечательности нашего поселка Бейсуг 1 октябрь
8 Экскурсия по родному поселку Бейсуг 1 октябрь
9 -10 История казачества 2 ноябрь
11 Просмотр и обсуждение мультфильма « 1 ноябрь
12 Экскурсия в ДК им. Кочубея, в « Музей боевой славы» 1 ноябрь
13 Природа Кубани 1 декабрь
14 Лекарственные растения Краснодарского края 1 декабрь
15-16 Коллективная работа педагогов и дошкольников в создании «Аптеки на подоконнике» 2 декабрь
17-18 Символика Краснодарского края: флаг, герб, гимн. 2 январь
18 Главные символы Выселковского района: флаг, герб. 1 февраль
19 Флаг поселка Бейсуг 1 февраль
20-21 Совместная художественно-эстетическая деятельность педагогов и дошкольников по теме: «Символика Краснодарского края» 2 февраль
22 Труд, традиции и быт жителей Кубани. 1 март
23 Главные занятия на Кубани: земледелие, скотоводство, садоводство и др. 1 март
24 Современная жизнь на Кубани и быт в старину. Посещение музея МБДОУ ДС №5 «Кубанская горница» 1 март
25 Экскурсия в ДК им. Кочубея, в музей «Казачий курень» 1 март
26 Литература кубанских поэтов 1 апрель
27 Кубанский фольклор 1 апрель
28 Земледелие на Кубани 1 апрель
29 Православные праздники на Кубани 1 апрель
30-31 Подвиги кубанских казаков 2 май
32 Художественно-эстетическая деятельность дошкольников по теме: «Наши деды – славные победы!» 1 май
34 Спортивное развлечение «Казачья вольница» 1 май
Во время летнего оздоровительного сезона в ДОУ ДС №5 происходит закрепление полученного материала в течение учебного года. Дошкольники реализуют свои знания, умения, навыки, отмечая летние православные праздники: День Святой Троицы, День Святых Петра и Февронии Муромских, Спасы. Дети закрепляют свои знания и навыки по земледелию на Кубани в уходе за огородом и клумбами детского сада.