Платформа обратной связи

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Версия сайта

 


45 20


45 20

Сведения об образовательной организации

Визитная карточка

Методическая копилка

Официальные сайты

01
01
 уо 20211
 просвещения РФ баннер20201
01
01
01
01
01
01
01
01
01

 

 

Полезные ссылки

01
01
01
01
new logo4
 

В педагогическую копилку.

Реализация национально - регионального компонента

в условиях дошкольного учреждения.

Модель года «Родная Кубань». 

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.

Среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.

Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп.

Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур.

Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.  Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении  общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Одним из основных  источников содержания образования является социальный опыт, который накоплен в обществе в результате познавательной и предметно-творческой деятельности многих поколений.

Он включает в себя не только обобщенный опыт человечества, но и опыт конкретной территории (Краснодарский край). В этой связи региональный компонент наполнен знаниями об историческом прошлом и настоящем своего родного края, его культуре, национальных традициях и обычаях; способами деятельности, связанными с традиционными  видами деятельности,  изобразительным и музыкальным искусством, а также с теми социальными отношениями людей, которые заключены в национальных традициях и обычаях, поведении и деятельности на Кубани… Таким образом, региональный компонент – это, во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта в конкретном регионе; во-вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными возможностями: 

 обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;

 позволяет использовать идеи индивидуально-личностного обучения;

 создает условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;

 способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях региона.

ЦЕЛЬ данного раздела: 

1. Использование в ДОУ педагогами специфики национально-культурных, демографических условий, в которых осуществляется воспитательно-образовательный процесс для формирования у детей духовно-нравственных основ и ценностей.

2. Развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, и с уважением – к жителям края.

Включение регионального компонента в учебно-воспитательный процесс позволяет решать педагогам следующие ЗАДАЧИ:

• Воспитывать патриотизм и чувство гражданственности у дошкольников, развивать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать, любовь к родному краю, к Родине. Воспитывать в детях толерантность в полинациональном обществе.

• Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.

• Способствовать развитию личности, опираясь на основы народной культуры. Расширять объем знаний об искусстве, о самобытном национальном своеобразии и характерных особенностях декоративно-прикладного, изобразительного искусства. 

• Активизировать творческий, познавательно-речевой потенциал через э фольклорные встречи, игровые ситуации.

• Сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности.

Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать игровые ситуации, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. Кроме того, стандартом устанавливается объем компонентов содержания образования. 

Условия для успешного решения поставленных задач:

Компетентность педагога по данной проблеме.

Наличие необходимого методического комплекта по данной проблеме.

Соответствующая предметно-развивающая среда.

Сотрудничество с семьей, с учреждениями окружения.

В детском саду региональный компонент   пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Формируются знания детей о государственной символике, о традициях и быте народов Кубани, народном фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, народных играх. Воспитывается культура межнационального общения. 

Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды  деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. 

Модель года реализации  регионального  компонента

№ п/п Разделы, темы Месяц

1. Я и моя семья Сентябрь

2. Родной поселок- малая Родина Октябрь 

3. История казачества Ноябрь 

4. Природа Кубани Декабрь 

5. Символика Краснодарского края Январь- февраль

6. Труд и быт жителей Кубани Март 

7. Литература. традиции и Кубанский фольклор Апрель 

8. Подвиги кубанских казаков Май 

Учебный план

Наименование раздела Количество тем  в неделю Количество тем в месяц

Я и моя семья

1

4

Родной поселок- малая Родина 1 4

История казачества 4

Природа Кубани 1 4

Символика Краснодарского края 1 6

Труд и быт жителей Кубани 4

Литература. традиции и Кубанский фольклор 1 4

Подвиги кубанских казаков 1 4

ВСЕГО тем  в  ГОД - 34

Модель года

реализации  регионального компонента.

№ Тема Количество  Срок реализации регионального компонента

1-2 Я и моя семья     2 сентябрь

3 Мои близкие и дальние родственники     1 сентябрь

4 Составление генеалогического древа     1 сентябрь

5-6 Родной поселок – моя малая Родина     2 октябрь

7 Достопримечательности нашего поселка Бейсуг     1 октябрь

8 Экскурсия по родному поселку Бейсуг     1 октябрь

9 -10 История казачества     2 ноябрь

11 Просмотр и обсуждение мультфильма «     1 ноябрь

12 Экскурсия в ДК им. Кочубея, в « Музей боевой славы»     1 ноябрь

13 Природа Кубани      1 декабрь

14 Лекарственные растения Краснодарского края      1 декабрь

15-16 Коллективная работа педагогов и дошкольников в создании «Аптеки на подоконнике»      2 декабрь

17-18 Символика Краснодарского края: флаг, герб, гимн.     2 январь

18 Главные символы Выселковского района: флаг, герб.     1 февраль

19 Флаг поселка Бейсуг      1 февраль

20-21 Совместная художественно-эстетическая деятельность педагогов и дошкольников  по теме: «Символика Краснодарского края»      2 февраль

22 Труд, традиции и быт жителей Кубани.         1 март

23 Главные занятия на Кубани: земледелие, скотоводство, садоводство и др.         1 март

24 Современная жизнь на Кубани и быт в старину. Посещение музея МБДОУ ДС №5 «Кубанская горница» 1 март

25 Экскурсия в ДК им. Кочубея, в музей «Казачий курень»         1 март

26 Литература кубанских поэтов         1 апрель

27 Кубанский фольклор         1 апрель

28 Земледелие на Кубани         1 апрель

29 Православные праздники на Кубани         1 апрель

30-31 Подвиги кубанских казаков 2 май

32 Художественно-эстетическая деятельность дошкольников по теме: «Наши деды – славные победы!»        1 май

34 Спортивное развлечение «Казачья вольница»       1 май

Во время летнего оздоровительного сезона в ДОУ ДС №5 происходит закрепление полученного материала в течение учебного года. Дошкольники реализуют свои знания, умения, навыки, отмечая летние православные праздники: День Святой Троицы, День Святых Петра и Февронии Муромских, Спасы. Дети закрепляют свои знания и навыки по земледелию на Кубани в уходе за огородом и клумбами детского сада.