Конспект НОД по обучению детей рассказыванию в старшей группе на тему: «Рассматривание картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору»
Образовательная область: речевое развитие.
Педагогические цели: организовать рассматривание картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору»; развивать умение строить грамматически правильные высказывания.
Целевые ориентиры: может участвовать в беседе, составляет по образцу рассказы по сюжетной картине.
Освоение содержания образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательно-речевое.
Виды деятельности: игровая, речевая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Средства реализации: репродукция картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору», аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Времена года», голосов птиц.
Организационная структура игрового занятия:
Воспитатель предлагает выполнить зарядку для язычка:
Просыпается листва,
И проснулся паучок.
Вот проснулась голова,
И проснулся язычок.
- Наш язычок готов говорить правильно и красиво.
- Вы хотите отправиться в лес? Займите свои места в автобусе.
Мы едем, едем, едем
В автобусе своем,
Нам весело сегодня,
Мы песенку поем.
Тра-та, тра-та-та,
Здесь лесная красота
Запах хвои влажной
И реки прохладной.
Воздух свежий, чистый,
Ландыш здесь душистый.
Р-р-р – стоп, разворот,
Автобус дальше не везет
-А сейчас пойдем пешком и очень тихо, чтобы не испугать лесных обитателей. (Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»)
-Закройте глаза и представьте, что мы с вами идем в лесу, поют вокруг птицы.
Воспитатель предлагает рассмотреть репродукцию картины И.Шишкина «Утро в сосновом бору»
- Смотрите какая перед нами картина. Что художник изобразил на этой картине? (На ней изображено утро в сосновом лесу. Утро раннее, солнечное. Небо покрыто облаками. Сквозь них проглядывают лучи солнца и золотят верхушки деревьев. Лес густой и непроходимый.)
- Что окружает маленькую полянку со всех сторон? (Лес)
- Какое время суток изображено на картине? (Раннее утро)
- Утро какое? (Солнечное)
- Почему вы так решили? (Лучи солнца проглядывают сквозь облака)
- Опишите облака. (Облака нежные, розовые)
- Лес какой? (Густой и непроходимый)
-Кого художник изобразил в центре картины? (В центре картины трое медвежат и мама медведица)
- Опишите медвежат. (Медвежата маленькие, мохнатые, шаловливые, веселятся на дереве. Они играют на старой сосне. Ее сломало бурей.)
- Что изобразил художник на заднем плане картины? (На заднем плане картины изображены высокие сосны
- Что случилось со старой сосной? (Ее сломал ветер)
- Какие чувства испытываешь, глядя на эту картину? (Глядя на эту картину испытываешь чувство радости, бодрости, прилив сил)
- Давайте поиграем с вами в игру «Назови ласково».
Осина – осинка, береза – березонька, тополь – тополечек, рябина – рябинушка, осина – осиночка, сосно – сосенка, яблоня – яблонька, клен – кленочек. Ива – ивушка, елка – елочка, лес – лесочек.
Физкультминутка «Дружно по лесу шагаем»
- Встаньте в круг, сейчас мы вместе будем выполнять движения. Повторяйте за мной:
Дружно по лесу шагаем, (шагают на месте)
Выше ноги поднимаем
Через кустики и кочки (руки на поясе, идут на носочках)
Через ветки и пенечки.
Пройдем мягко, как лисята (руки за голову, идут на пяточках)
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка (руки перед грудью, выполняют прыжки)
И как серый волк-волчишка.
Вот свернулся еж в клубок, (садятся на корточки)
Покатился во лесок.
Он катился, он катился,
На полянку прикатился. (встают)
- А теперь присаживайтесь на полянке поудобнее, попробуем составить рассказ по картине. (Рассказы детей).
- Ребята, мне очень понравилось быть с вами в лесу, рассматривать картину, но нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в автобусе.